Русский
Русский
English
Статистика
Реклама

Торжество солипсизма Рецензия на фильм Чарли Кауфмана Я думаю, как все закончить

Стриминговый сервис Netflix выпустил фильм Я думаю как все закончить (Im thinking of ending things) триллер Чарли Кауфмана, наполненный тревогой и абстракцией. Зритель, знакомый с творчеством нью-йоркского драматурга, приблизительно понимает, чего ожидать, всем остальным стоит подготовиться формы, которыми Кауфман доносит свои идеи, будут как минимум непривычны для случайной аудитории.

Все начинается вполне банально и обыденно. В машине двое: девушка по имени Люси (Джесси Бакли та самая медсестра из сериала Чернобыль от HBO) и ее парень Джейк (Джесси Племонс из Во все тяжкие). Пара едет в глубинку знакомиться с его родителями. Героиня с тревогой ерзает на пассажирском сиденье всю дорогу мысли о расставании с ухажером не дают ей покоя. Он вроде всем хорош, разве нет? Умный, внимательный, заботливый, с ним интересно. Только вот есть в нем какой-то изъян, глазу не видно, а словами так просто не объяснишь. Первые полчаса в воздухе неизменно висит тревога за слова, которые герои не сказали друг другу.

Словами не объяснишь подходящая характеристика для новой работы автора. Кауфман, впрочем, не все придумывал сам, опирался на первоисточник одноименный роман канадца Иэна Рэйда. Изложенный на бумаге витиеватый диалог, кажется, создан для абстракциониста Кауфмана. Герои говорят о творчестве Дэвида Фостера Уоллеса, едят мороженое, спорят о ценности жизни и обсуждают мюзиклы. Джейк делится детскими воспоминаниями, рассказывает о собаке, театрах, а Люси наизусть зачитывает ему отрывок из своего сочинения. Но рыжеволосая девушка ненадежный рассказчик и ей нельзя доверять.

Повествование в фильме идёт от ее лица, но она, как свидетель собственной жизни, постоянно путается в показаниях и со временем все сильнее отдаляется от реальности, утягивая за собой зрителя.

Кауфман в каком-то смысле плут и мошенник: увлекает тебя интересными диалогами, между строк твердит, что мир гораздо больше, чем ты можешь себе представить, перескакивает с одной темы на другую, а в конце обязательно предаст. Измена заключается в сомнении от увиденного. Режиссер сеет его в истории, которую только что рассказал. В доме родителей Джейка время движется вспять, затем возвращается в норму. Дэвид Тьюлис и Тони Коллет в роли папы и мамы предстают перед Люси то молодыми красавцами, то немощными стариками. Уходит из комнаты один человек, возвращается совсем другой. Заботливый родитель хвалит своё чадо перед невестой, а через минуту отчитывает так, словно всю жизнь ненавидел.

В такие моменты теряешься не меньше, чем Люси, которая видит свои детские фотографии дома у семьи Джейка, затем звонит телефон и там девушка слышит странный голос. А ещё через пару минут в спальню, где Джейк провёл детство, зайдёт его отец и намекнёт, что они с женой вовсе не старомодны Люси и Джейк могут остаться на ночь и заняться сексом на этой кровати. Через несколько минут он, сильно постаревший и немощный, поймает ее в коридоре и отдаст ей ночную сорочку, измазанную в детском питании Джейка.

Когда вам покажется, что абсурд достиг предела, вспомните мои слова вам только кажется. Постепенно история Рэйда и Кауфмана все дальше уходит от реальности. Вот Джейк и Люси едут среди ночной метели, а следом шагают по заснеженным коридорам средней школы. Почему?

Не спрашивайте, у меня нет ответа. Но сложилось впечатление, что заголовок из названия объясняет гораздо больше, чем навязчивые мысли Люси о скорейшем разрыве с партнером. Создатели этой истории как будто сами застряли в круговороте размышлений о том, как же им закончить начатое. Во мне сейчас говорит зритель, который включил Netflix вечером после рабочего дня. Через эти абстракции Кауфман, очевидно, пытался донести какую-то мысль, которая осталась за пределами моего понимания.

Вечное сияние чистого разума того же Кауфмана (правда там он выступал только сценаристом) гораздо более честна со зрителем. В истории Джоэла и Клементины за такими же абстракциями я разглядел для себя мысль о том, что память сердца может быть гораздо сильнее памяти мозга. История Люси и Джейка не оставила мне ничего.

В некотором смысле Я думаю как все это закончить и есть торжество солипсизма, о котором спорят герои в полутьме старой машины, застрявшей на заснеженной дороге ночью. Мир гораздо больше, чем мы можем себе представить, кинематограф не исключение. В случае с этой картиной стоит быть готовым. Она может оставить вас в дураках, как меня.

Источник: shazoo.ru
К списку статей
Опубликовано: 08.09.2020 18:19:27
0

Сейчас читают

Комментариев (0)
Имя
Электронная почта

Netflix

Charlie kaufman

Feature

Jesse plemons

Последние комментарии

© 2006-2024, obnal-babosov.ru