Инопланетяне с этих миров могут наблюдать за нами прямо сейчас

С 90-х годов прошлого века, астрономы насчитали уже более 3000 экзопланет,применяя для поисков довольно простой способ анализа яркости звезд. Но что, если инопланетяне используют ту же технику, чтобы шпионить за нами? Прямо сейчас команда астрономов изучает эту захватывающую и одновременно пугающую идею.

В научном журнале королевского астрономического сообщества была опубликована новая работа, которая подчеркивает цель исследования: "Какие звезды могут видеть Землю, как транзитную экзопланету?". Ведь если наши астрономы используют данную технику для обнаружения экзопланет, то вполне рационально предположить, что жители других систем могут применять тот же способ для поиска разумной жизни.

Что такое протокол первого сигнала внеземной цивилизации и зачем он нужен
Пару месяцев назад мы уже поднимали тему первого контакта с ... Далее

Транзитный метод не позволяет астрономам напрямую увидеть экзопланеты. Его суть заключается в другом: ученые регистрируют временное снижение яркости звезды, что указывает на то, что в области нашего обзора ее заслонила экзопланета. Эти внезапные изменения яркости незначительны, но все же заметны. Данный процесс может предоставить и другие важные детали, позволяющие астрономам определить продолжительность года экзопланеты, ее температуру и химические свойства. Последние могут использоваться для отделения каменистых планет от газовых гигантов. Существуют и другие способы обнаружения например, метод Доплера, но транзитный по-прежнему самый надежный и простой.

Количество звезд, за которыми мы можем наблюдать с помощью телескопов, кажется бесконечным, но транзитный метод не обходится без проблем, так как мы становимся заложниками наших наблюдений. С помощью этой техники мы можем обнаружить только те экзопланеты, которые проходят перед звездами, находящимися в прямой видимости. Если планета находится ниже или выше плоскости эклиптики, зарегистрировать ее не получиться. Впрочем, с нашей точки зрения, транзиты регистрируются намного чаще, чем можно предположить. Да и технологии не стоят на месте, а значит в ближайшие десятилетия есть шанс найти аналог Земли в той или иной фазе своего развития.

Однако вернемся к новому исследованию. Астроном корнелльского университета Лиза Калтенэггер и ее коллега Джошуа Пеппер из Лихайского университета "обратили процесс вспять и попытались выяснить, наблюдатели из каких систем могли бы видеть Землю как транзитную планету". Используя данные, собранные спутником NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS), ученые обнаружили 1004 относительно близких звезд, которые попадают под эту категорию.

Под "этой категорией" авторы понимают звезды в транзитной зоне Земли (ETZ). Это область, с которого нашу планету можно увидеть в процессе движения на фоне Солнца. Данный регион космоса располагается вокруг эклиптики, а его широта составляет всего 0.528 градуса".

Исследователям было важно исключить звезды, находящиеся на расстоянии более 320 световых лет от Земли. На этом (относительно) близком расстоянии инопланетные астрономы все еще могли бы обнаружить слабое затемнение нашего Солнца, вызванное прохождением крошечной Земли.

В случае наблюдения, инопланетные астрономы могли бы прийти к определенным выводам о Земле: к примеру, что это планета "земного" типа, год на ней занимает 365 локальных дней и она расположена в пределах обитаемой зоны нашего Солнца. Мы стали бы интересным уловом, особенно если бы их технологии могли регистрировать следы жизни в нашей атмосфере. А на основе концентрации углекислого газа можно прийти к выводу, что на планете присутствует индустрия. Правда, надо учитывать и удаленность наблюдателя от нас. Если дистанция слишком большая, то свет от нашего Солнца доберется до инопланетян через пару сотен лет. И это не фантастика будущий космический телескоп Джеймса Уэбба сможет собирать все эти данные.

Из 1004 перечисленных звезд 77% красные карлики, неподходящие для жизни. Только 6% звезд относятся к G-типу, как и наше Солнце. Следует обратить внимание на эту важную статистику, поскольку наши нынешние знания указывают, что только звезды G-типа могут поддерживать жизнь.

Также следует подчеркнуть, что из этих 1004 звезд только у трех есть экзопланеты. Есть большая вероятность, что у каждой из этих звезд есть много экзопланет, поэтому более уместный вопрос какая из этих звездных систем содержит экзопланеты, расположенные внутри обитаемых зон. Те, которые окажутся в списке, мгновенно станут приоритетными целями для астробиологов.

Кальтенэггер отметила:

Если бы мы нашли планету с яркой биосферой, мгновенно задались бы вопросом, есть ли на ней кто-то и наблюдают ли они за нами. Если мы ищем разумную жизнь во Вселенной, то она могла бы нас найти и, возможно, захотела бы с нами связаться. И мы только что создали звездную карту мест, где следует начать поиски.

Кальтенеггер права в том, что рассматривает все это как потенциальную возможность, но и шансы на успех есть.

Как защитить Землю от космической чумы
За три века существования научной фантастики, одной из самых... Далее

Если это правда, мы могли бы попытаться связаться с разумной цивилизацией. Главное, не спешить трубить о себе. Кто знает, какими технологиями обладают жители этих миров и какие у них взгляды на другие виды.

Иллюстрации:Jan Webecher,Markus "Braxxy" Brackelmann